Почему-то многие думают, что творчество и маленький ребёнок – две вещи несовместимые, и учить малыша рисовать, лепить, давать ему прочие творческие материалы нужно не раньше трёх лет. Учить технике – да, рано. Но учить правильному обращению с материалами и развивать творческие способности малыша можно с самого раннего возраста, когда ребёнок только начинает познавать мир, его законы и грани, вещи в нём, свойства и особенности этих вещей.
Творческие материалы исполняют очень важную роль: они дают маленькому человеку возможность самому изменять окружающую обстановку, форму и цвет предметов, нарушать и возобновлять их целостность – то есть создавать свой собственный маленький мир. Это возможно только в игре и творчестве, – и именно поэтому оба этих дела необыкновенно важны для развития этого самого маленького человечка. И именно поэтому надо постараться давать малышу заниматься с творческими материалами как можно больше, показывать, как работать с ними как можно раньше.
Не опасаться испачканных ковров, порезанных вещей, залитых водой полов, – они будут, это неизбежно. Но ведь, чем раньше мы научим малыша бережно и правильно обращаться с предметами, тем быстрее он научится этому. Научите ребёнка аккуратности, застелите по возможности всё кругом клеёнкой и газетами, уберите всё, что пачкается и ценно, выделите малышу время и место для безопасных творческих занятий и – творите вместе.
Правила при проведении творческих занятий:
- Привлекайте малыша к творческим занятиям как можно раньше. Не руководствуйтесь только собственными понятиями о том, рано ещё или уже пора давать материал ребёнку, понравится или не понравится это ему. Вы можете ошибаться. А можете и опоздать. Единственным критерием должны быть безопасность материалов и интерес ребёнка к работе с ними, вот и всё. В остальном – давайте, пробуйте, творите. Вы ведь будете рядом, значит, сможете проследить за безопасным и правильным использованием предметов.
- Показывайте малышу чуть больше того, что он умеет и может – тогда ему будет за чем тянуться и к чему стремиться. Но при его нежелании отложите творческое занятие на некоторое время (день, неделю, месяц), затем снова покажите.
- Не действуйте руками ребёнка. Все действия должны быть самостоятельными – только тогда они будут осознанными. Можно помочь рукам ребёнка двигаться в нужном направлении, но затем дать ему полную возможную свободу. Если мы действуем за ребёнка, он привыкает к пассивной роли. Либо напротив – протестует при любом вмешательстве. Если малыш не просит о помощи и не нуждается в ней – лучше предоставить ему свободу и доверие.
- Мы не учим ребёнка рисовать, лепить и вырезать по технике, а просто показываем ему как можно больше способов различной, безопасной, продуктивной деятельности. А малыш сам выберет, что и как ему нравится делать. В раннем возрасте важен не результат, а процесс.
- Творите вместе с ребёнком. На одном с ним листе (если он согласен) или на своём собственном, сразу или в несколько заходов с перерывами. Главное – будьте вместе. Пример взрослого малышу важен, его компания, участие в общем деле – просто необходимо. Если возможно, привлекайте к творческим занятиям родных, друзей, даже домашних животных – чувство единения с семьёй – очень важное чувство.
- Не выбрасывайте и не ломайте плоды творческих занятий малыша сразу. Ведь он воспринимает результат своей работы как что-то ценное, он потратил на это свои силы и время, он старался. А если и не воспринимает ещё, то и не сможет этому научиться. Если взрослый называет результат резания мусором, если сразу же сминает и убирает в коробку поделку, если на глазах автора комкает и выбрасывает его рисунки, то и сам ребёнок обесценивает его для себя. Пусть эти разноцветные кусочки полежат немного в коробочке, первые скатанные комочки – на подносе, а первые осознанные каракули – на стене. Потом вы сможете всё это убрать – через полчаса, вечером или через неделю – неважно. Главное – это пример уважения к работе и труду ребёнка. Точно так же как и мы, он отнесётся к результатам нашей работы позже.